Обращение президента

Друзья и коллеги!

Прошедший год был непростым, тем не менее в условиях неопределенности и изменчивой внешней ситуации нам удалось достичь стабильных результатов, доказав правильность выбранной стратегии в диверсификации бизнеса и строительстве экосистемы сервисов на устойчивой базе телекома.

Выручка Группы МТС за 2022 год увеличилась на 2,6% до 541,7 млрд руб. — она росла не теми привычными темпами, но мы чувствовали себя гораздо лучше, чем большая часть рынка. По итогам 2022 года скорректированная OIBDA Группы составила 224,3 млрд руб., чистая прибыль — 32,6 млрд руб. На эти результаты повлияли нестабильность на финансовых рынках, вместе с тем уровень OIBDA был поддержан ростом телеком-, финтех- и медиа- вертикалей.

Еще раз подчеркну, что устойчивый телеком-бизнес как ядро экосистемы обеспечивает стабильность деятельности всей Группы, а также поддерживает развитие других направлений. В 2022 году выручка от услуг связи МТС в России выросла на 4,6% год к году до 435,6 млрд руб., что явилось хорошим показателем для рынка. Мы продолжаем оставаться крупнейшим мобильным оператором в России по числу абонентов, занимаем второе место по абонентской базе фиксированного бизнеса и последовательно укрепляем лидерские позиции на рынке конвергентных услуг. Например, в прошлом году мы запустили масштабное партнерство с регио­нальными операторами фиксированной связи по продвижению совместных конвергентных продуктов, а количество клиентов ШПД массового рынка у нас выросло на 4%.

В 2022 году продолжился стремительный рост нашего экосистемного бизнеса, который «выстрелил» годом ранее благодаря запуску онлайн-кинотеатра KION. Экосистемная выручка увеличилась на 67%, составив более 100 млрд руб. Здесь свой вклад внесли вертикали Медиа (ОТТ-платформа и ТВ), Энтертейнмент (организация концертов и развлечений) и Финтех. С приобретением группы «Броневик» у нас успешно стартовало перспективное направление МТС Travel по организации путешествий и бронированию отелей. Мы также перезапустили сервис электронных книг МТС Строки, который вызывает большой интерес.

Строительство экосистемы — наиболее много­обещающее направление. Именно пользователь сервисов экосистемы с подписками приносит сегодня Компании почти в 10 раз больше, чем стандартный пользователь услуг связи. В конце 2022 года количество экосистемных клиентов МТС увеличилось до 13,5 млн, что на 52,7% выше год к году, а показатель среднего количества продуктов экосистемы на одного клиента увеличился до 1,6 с 1,43 в конце 2021 года. В целом, экосистемные клиенты начинают генерировать почти половину B2C-доходов Компании, и мы ожидаем в 2023 году дальнейшего роста экосистемных показателей.

Говоря о нашем финтех-направлении, я бы хотел заверить, что несмотря на введение ограничительных меры со стороны ряда иностранных правительств, внутри страны это не повлияет на оказание финансовых услуг нашим клиентам. Наша финтех-вертикаль продемонстрировала в прошлом году отличные результаты и продолжает запуск новых цифровых финансовых продуктов. При этом мы прилагаем все усилия для смягчения возможных негативных последствий.

Значимая часть нашего бизнеса — решения и услуги для бизнес-клиентов в телекоме и IT. МТС занимает наибольшую долю в проектах выделенных технологических (Private) LTE в России, развертывая эти сети для предприятий добывающей, энергетической и металлургической промышленности. Мы продолжали развивать направление интеллектуальных коммуникаций на базе нашей дочерней компании МТТ, внедряя голосовых роботов в функционал виртуальных АТС. В прошлом году МТС приобрела группу компаний Webinar, что позволит нам создать единое универсальное коммуникационное приложение для видеозвонков и конференций для В2В. В начале этого года запустили облачную платформу МТС Exolve для быстрого и гибкого создания коммуникационных сервисов, чтобы обеспечить их бесшовную интеграцию в существующие IT-системы и эффективное управление омниканальными коммуникациями.

541,7

млрд руб.

Выручка Группы МТС

+2,6%

>100

млрд руб.

Экосистемная выручка

+67%

13,5

млн

экосистемных клиентов

+52,7%

Динамично развивается бизнес нашей дочерней инфраструктурной компании и провайдера облачных решений MTS Web Services (MWS). В 2022 году продуктовый портфель MWS вырос на 30%, а количество крупных клиентов увеличилось на 15%. Эта компания предлагает клиентам широкий спектр облачных услуг на базе 14 дата-центров по всей стране и нацелена на завоевание лидирующих позиций в технологиях Cloud и Edge Cloud.

МТС давно отошла от модели классического оператора связи и последовательно трансформируется в IT-компанию. Последние несколько лет мы сосредоточены на разработке и продвижении инновационных цифровых проектов — кроме облачных технологий активно развиваем направления интернета вещей (IoT), Big Data и искусственного интеллекта.

В 2022 году МТС завершила развертывание во всех регионах присутствия энергоэффективной мобильной сети NB-IoT, обеспечив рост доходов от реализации интеллектуальных IoT-решений в электроэнергетике, ЖКХ, логистике и других сферах на 64%. Мы укрепили направление по развитию систем «умного дома», купив контроль в компании «Гольфстрим» — провайдера охранных систем.

Располагая командой Big Data мирового уровня, компания использует аналитику больших данных не только в строительстве своей телеком-инфраструктуры и организации бизнес-процессов, но и в коммерческих проектах. Например, в прошлом году МТС запустила первое в России автоматизированное «коробочное» решение для анализа посещаемости культурно-массовых мероприятий на основе геоаналитики.

Для ускорения разработки новых цифровых продуктов в конце прошлого года мы перешли на единую технологическую платформу The Platform, которая объединила все сквозные IT-решения экосистемы МТС. Благодаря переходу на «эту самую платформу» Компания планирует в четыре раза ускорить вывод новых продуктов на рынок и в три раза снизить простои бизнеса из-за технологических инцидентов.

Наращивание наших компетенций в сфере IT и Big Data позволяет МТС выходить на новые рынки и развивать экосистему цифровых сервисов для В2В. Таким становится для нас AdTech-направление. У нас есть платформа МТС Маркетолог для организации рекламы на различные сегменты аудитории. В прошлом году мы стали оператором рекламных данных, а в этом году приобрели контроль в группе Buzzoola, что позволит усилить наши позиции на рынке интернет-рекламы.

Еще одно направление, которое мы продолжаем активно осваивать, — МТС Авто. Эта дочерняя компания специализируется на разработке автомобильных мультимедийных устройств и систем телематики. В прошлом году через МТС Авто мы инвестировали в группу компаний «Навител», провайдера навигационных и картографических решений. Это даст нам возможность сформировать собственную, независимую от других картографических систем геоплатформу для развития сервисов и решений для автотранспорта.

И, наконец, информационная безопасность. Мы давно усилили этот контур внутри Компании и оказываем услуги по защите клиентов на базе собственного Центра мониторинга информационной безопасности (SOC). В прошлом году у нас была создана дочерняя компания в сфере кибербезопасности Serenity Cyber Security, которая разрабатывает коммерческие продукты и решения в сфере кибербезопасности. Это очень востребованное сегодня направление — наши клиенты должны понимать, что они находятся под надежной защитой и пользуются безопасными услугами.

Чтобы подчеркнуть инновационный дух нашей компании, в этом году МТС объявила о глобальном ребрендинге. У бренда МТС появился новый логотип, который будет органично вмещать в себя все продукты экосистемы.

Также в Группе МТС продолжает активно улучшаться система комплаенс. Эти позитивные изменения касаются как совершенствования и автоматизации внутренних процессов, предполагающих наличие комплаенс-контролей, так и транслирование наработанного опыта в этой сфере внутренним и внешним стейкхолдерам. Смещение фокуса системы комплаенс в сторону проактивной поддержки бизнес-подразделений дает свои плоды в развитии внутрикорпоративной этической культуры компании. Демонстрация этического лидерства на всех уровнях позволяет поддерживать высокий уровень комплаенс-культуры, что подтверждает ее ежегодная оценка. Поддержка уровня комплаенс-культуры и лидерская роль МТС в поддержании лучших практик ответственного бизнеса позволяют обеспечивать устойчивое развитие и защиту компании от возникающих рисков.

Сегодня, несмотря на санкционное давление и неопределенность, мы с оптимизмом смотрим в будущее. Компания, как и прежде, продолжит реализацию CLV-стратегии, фокусируясь на бесперебойном предоставлении качественных услуг и развитии цифровой экосистемы. В последние годы наши продукты и сервисы как никогда востребованы десятками миллионов наших клиентов, компания быстро, гибко и эффективно реагирует на вызовы, усиливая свои конкурентные позиции. И самый главный актив компании — это люди. У нас сформировалась сильная сплоченная команда профессионалов, которые своим трудом вносят вклад в развитие компании, экономики страны и всего общества.

С уважением,
президент МТС