Отчет Совета директоров о результатах развития МТС по приоритетным направлениям деятельности

Итоги года и работы менеджмента в контексте реализации стратегии

Первый этап реализации действующей в настоящее время стратегии Customer Lifetime Value 2.0 (CLV 2.0) был посвящен трансформации МТС из моноотраслевого (телекоммуникационного) игрока в мультиотраслевую компанию, действующую на нескольких рынках, развивающую разноплановые бизнес-направления, находящиеся на разных этапах зрелости и обладающие различным масштабом и динамикой. На этом этапе Совет директоров и высший менеджмент МТС концентрировались на формировании оптимального формата системы управления бизнес-направлениями и экосистемным ядром Группы.

В 2021 году была сформирована управленческая структура, усилия вертикалей были направлены на разработку продуктовых линеек и развитие локальных компетенций, а экосистемное ядро сфокусировано на задачах сбора и управления знаниями о клиентах, методах обработки данных, развитии механик применения этих знаний в продуктовых направлениях и обеспечении взаимно обогащающих связей между ними.

С этого момента основной долгосрочной стратегической задачей органов корпоративного управления и высшего менеджмента МТС стал поиск и настройка механизмов трансляции возрастающей стоимости продуктового наполнения в рост акционерной стоимости. Решение этой задачи мы видим в децентрализации продуктовых направлений, в передаче им большей ответственности и самостоятельности, в мотивации на рыночное лидерство в своей продуктовой области с потенциалом трансформации в самостоятельные бизнесы, оцениваемые рынком по справедливым отраслевым мультипликаторам, отличным от консервативных оценок телекома. При этом для нас очевидна важность параллельного эволюционирования экосистемного ядра — связующего звена, которое взаимодействует с продуктовыми вертикалями на основе взаимовыгодных и справедливых договорных отношений и позволит вертикалям формировать большую стоимость и реализовывать синергетический эффект.

В течение 2022 года Советом директоров рассматривались и принимались все необходимые решения в рамках процесса вывода АДР МТС из обращения на Нью-Йоркской фондовой бирже и конвертации депозитарных расписок в акции Компании. Напомним, что в связи с приостановкой торгов АДР МТС на Нью-Йоркской фондовой бирже 28 февраля 2022 года и последующим принятием правительством РФ в апреле 2022 года закона о делистинге депозитарных расписок российских компаний с ряда зарубежных торговых площадок со стороны Компании были произведены необходимые действия по выходу МТС из программы АДР на Нью-Йоркской фондовой бирже. В мае 2022 года Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ по ходатайству МТС приняла решение о продлении обращения АДР МТС за пределами России до 12 июля 2022 года включительно. 13 июля 2022 года началась процедура завершения программы АДР МТС (последний день гарантированного периода на конвертацию — 12 января 2023 года).

Владельцы АДР имеют право на получение дивидендов после конвертации расписок в акции МТС в соответствии с российским законодательством и принимая во внимание существующие регуляторные ограничения. Право истребовать дивиденды сохраняется за держателями акций в течение трех лет с даты принятия эмитентом решения о выплате дивидендов.

Следует особо подчеркнуть, что, несмотря на делистинг АДР МТС с Нью-Йоркской фондовой биржи, мы всё так же придерживаемся принципов открытости и прозрачности ведения бизнеса. Мы намерены продолжать соответствовать высочайшим мировым стандартам корпоративного управления, обеспечивать доступ инвестиционного сообщества к информации о нашем бизнесе, а также расширять деятельность в области устойчивого развития и ESG.

Наш стратегический фокус, направленный на развитие цифровых сервисов с опорой на сильную позицию в телекоме, продемонстрировал эффективность в условиях давления внешней среды и высокого уровня общей не­опре­деленности. Новые цифровые направления внесли самостоятельный вклад в формирование стоимости и в то же время оказали позитивное влияние на результаты телекоммуникационной составляющей, стимулируя потребление и обеспечивая более высокий уровень лояльности экосистемных клиентов. Количество экосистемных клиентов МТС по итогам 2022 года выросло на 52,7% и составило 13,5 млн.

В результате доходы от телекоммуникационных услуг в 2022 году выросли на 4,6% по отношению к 2021 году и достигли 435,6 млрд руб. Совет отдельно отмечает усилия менеджмента в отношении реализации программы капитальных затрат, которая была выполнена, несмотря на ограниченность доступа к высокотехнологическому оборудованию в 2022 году.

Наше розничное направление испытывает серьезное давление, связанное с частичным сокращением поставок абонентского оборудования. В связи с этим доходы от продажи телефонов и аксессуаров снизились на 36,7% год к году и составили 43,6 млрд руб. Мы надеемся, что в дальнейшем, по мере реструктуризации рыночного предложения и перенастройки логистических цепочек, ситуация в этой области стабилизируется.

Среди цифровых направлений существенный вклад в результаты Группы внес Финтех, продемонстрировав рост выручки от финансовых услуг на уровне 40,4% год к году до 68 млрд руб. При этом доля продаж основных продуктов (потребительские кредиты и кредитные карты) через цифровые каналы превышает уровень 80%.

В направлении Медиа мы отмечаем уверенный рост числа пользователей ОТТ платформы до 6,6 млн (на 63,4% год к году) и количества абонентов платного ТВ до 11,1 млн (на 32,6% год к году). Также мы отмечаем развитие стриминговой платформы KION, продуктовое предложение которой обладает уникальной для клиентов ценностью за счет оригинального контента и эксклюзивных партнерств, а также персонализации интерфейса и совершенствования персонифицированных рекомендательных механизмов.

Более подробная информация о результатах года в разрезе основных направлений бизнеса МТС доступна в разделе «Обзор трансформации экосистемы».

В 2022 году в сфере повышенного внимания Совета директоров находились вопросы устойчивого развития и ESG-практик. Основной объем работы проводился связкой ESG Комитета (Комитета по корпоративному управлению, экологической и социальной ответственности) Совета директоров и Центра ESG МТС, ответственного за систематизацию и расширение деятельности Компании в этой сфере. Особо важные решения принимались непосредственно на уровне Совета директоров.

Подробнее о результатах этой работы можно узнать в разделе «ESG и устойчивое развитие».

Для обеспечения непрерывного поступательного развития бизнеса Группы мы используем в том числе и возможности M&A. В течение 2022 года активность в этой области была достаточно высокой в связи с возросшей склонностью владельцев бизнесов и отдельных проектов к поиску сильного стабильного соинвестора и партнера. В связи с этим Советом директоров были рассмотрены и приняты решения об участии в ряде компаний, что позволило нам усилить позиции в направлениях Телеком, Финтех, Путешествия и Авто. Мы ожидаем, что в 2023 году потенциал активности в этой области не снизится и подобные вопросы будут занимать значимое место в работе Совета.

В рамках исполнения функции защиты прав и интересов акционеров Совет директоров подготовил основу для принятия собранием акционеров решений, касающихся выплат дивидендов. В июне 2022 года на годовом общем собрании акционеров было принято решение о выплате дивидендов по результатам работы Компании в 2021 году на уровне 33,85 руб. на одну обыкновенную акцию (в сумме 66,3 млрд руб.). В связи с продолжающейся общей макроэкономической неопределенностью Совет директоров рассматривает различные варианты в отношении дивидендной политики, при этом соблюдение интересов инвесторов является для нас без­условным приоритетом.

Среди прочих вопросов, рассмотренных Советом директоров МТС в 2022 году, и принятых в связи с этим решений можно отметить следующие.